Малгобекская городская прокуратура разъясняет: «Возвращение судом уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения»

Должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство (дознаватель, начальник органа дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор) обязаны в силу закона принимать непростые правовые решения и выполнять определенные многочисленные действия, строго регламентированные уголовно-процессуальным законом, необходимые для получения доказательств виновности лица, которые будут достаточными для направления уголовного дела в отношении него в суд и вынесения судебного решения. По окончании расследования уголовного дела органами расследования составляется обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление) и уголовное дело направляется прокурору, который после изучения принимает решение о направлении его в суд для рассмотрения по существу.

          Действия и решения должностных лиц, в производстве которых находятся уголовные дела, являются очень ответственными, влияющими на судьбы многих людей. Однако во всех отраслях деятельности человека возможны ошибки, поэтому соответственно предусмотрены механизмы их исправления. Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ) в целях минимизации ошибок и возможности исправления допущенных нарушений предусмотрена система контроля и надзора за деятельностью лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Значительная роль в этой системе отводится суду. Статьей 237 УПК РФ предусмотрено, что судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе может возвратить уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если:

        — обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление составлены с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления;

          — копия обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления не была вручена обвиняемому, и при этом он не отказался от его получения;

          — при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права, предусмотренные частью пятой статьи 217 УПК РФ, то есть возможность ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей;

          — фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, обвинительном акте, обвинительном постановлении, постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий обвиняемого, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, как более тяжкого преступления, общественно опасного деяния либо в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства установлены фактические обстоятельства, указывающие на наличие оснований для квалификации действий указанных лиц как более тяжкого преступления, общественно опасного деяния.

        Другими объективными основаниями для возвращения уголовного дела являются:

        — необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера;

          — имеются предусмотренные законом основания для соединения разных уголовных дел.

         По ходатайству стороны возвратить уголовное дело прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению судья может в следующих случаях:

          — после направления уголовного дела в суд наступили новые общественно опасные последствия инкриминируемого обвиняемому деяния, являющиеся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления;

        — ранее вынесенные по уголовному делу приговор, определение или постановление суда отменены в порядке, предусмотренном главой 49 УПК РФ, а послужившие основанием для их отмены новые или вновь открывшиеся обстоятельства являются в свою очередь основанием для предъявления обвиняемому обвинения в совершении более тяжкого преступления.

          Таким образом, законодательное закрепление в УПК РФ положений, регламентирующих порядок и основания возвращения из суда уголовного дела прокурору, направлено не только на устранение допущенных органами следствия нарушений, но и на защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства — обвиняемых, потерпевших, законных представителей и других лиц, а также на вынесение законного и обоснованного судебного решения.

         Если обвиняемый по уголовному делу содержится под стражей, то при возвращении уголовного дела прокурору судья решает вопрос о мере пресечения в отношении него. При необходимости судья продлевает срок содержания обвиняемого под стражей для производства следственных и иных процессуальных действий с учетом сроков, установленных уголовно-процессуальным законом.

        При поступлении из суда уголовное дело направляется прокурором органу расследования для устранения нарушений и недостатков, указанных в постановлении суда. Причины возвращения уголовного дела в обязательном порядке обсуждаются и анализируются, при наличии оснований в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, принимаются меры воздействия.

Помощник прокурора                                                                З.А.Келигова

Малгобекская городская прокуратура разъясняет: «Ответственность за употребление алкоголя несовершеннолетними»

        Немного времени остаётся до новогодних каникул и праздников. Зачастую, готовясь к их празднованию, некоторые родители сами приобретают спиртные напитки для таких мероприятий.

         Хочется напомнить, что, приобретая алкоголь несовершеннолетним, и, приобщая подростков к алкоголю (под, так называемым, присмотром родителей), взрослые фактически вовлекают в распитие спиртных напитков несовершеннолетних.

         Парадоксально, что родители, на которых возложена государством обязанность по воспитанию и обучению несовершеннолетних, напротив, участвуют в формировании пагубной привычки у молодёжи.

          Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Российской Федерации установлен запрет на потребление (распитие) алкогольной продукции лицами, не достигшими возраста 18 лет, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение данного запрета.

          Так, ст. 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе пива, напитков, изготовляемых на его основе, и т.д.). Совершение данного правонарушения несовершеннолетними в возрасте до 16 лет влечёт наложение административного штрафа на его родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в размере от 1500 до 2 тысяч рублей.

         Появление лиц, достигших 16 лет, на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечёт наложение штрафа в размере от 500 до 1500 рублей (ст. 20.21 КоАП РФ).

        Для лиц, достигших 16 лет, установлена административная ответственность в виде штрафа от 500 до 1500 рублей за распитие алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом (в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта, в организациях культуры, физкультурно- оздоровительных и спортивных сооружениях и т.д.) (ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ).

       В силу ст. 6.10 КоАП РФ вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

       Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

        Успех в борьбе с пагубными привычками зависит от бережного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей, а также к их будущему.

Помощник прокурора                                                                     А.М.Чемурзиев

Малгобекская городская прокуратура разъясняет:  «Особенности исполнения судебных решений по спорам, связанным с защитой прав несовершеннолетних. Ответственность за неисполнение требований по содержанию несовершеннолетних детей»

        При осуществлении надзорной деятельности особое внимание прокуратурой уделяется соблюдению законности при исполнения судебных решений, затрагивающих права несовершеннолетних детей. К числу таких решений относятся, в частности, судебные акты, содержащие требования неимущественного характера: о передаче (отобрании) ребенка, об устранении препятствий в общении с ребенком и об определении порядка общения с ребенком, о предоставлении информации о ребенке, а также требования имущественного характера: о взыскании алиментов на содержание ребенка.         Порядок принудительного исполнения требований судебных актов установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

         Так, отобрание ребенка и его передача осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается ребенок, а при необходимости с привлечением представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов (ч. 1 ст. 109.3 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Исполнение требования о порядке общения с ребенком включает в себя обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного общения взыскателя с ребенком в соответствии с порядком, установленным судом. Специфика принудительного исполнения судебных решений указанной категории заключается в установлении судебным приставом-исполнителем обязанности должнику не чинить препятствия для общения и контактов взыскателей с ребенком на тех условиях, которые закреплены в исполнительном документе.

         Нарушение родителями (законными представителями) прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, о порядке осуществления родительских прав либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, влечет административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Частью 3 указанной статьи предусмотрена ответственность за повторное в течение года совершение правонарушения, установленного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ.

          В силу требований ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение алиментных обязательств подлежит немедленному исполнению. Решение о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает в течение суток с момента поступления исполнительного документа (ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В тех случаях, если не представляется возможным установить место работы должника и его место нахождения, судебный пристав-исполнитель при отсутствии обращения взыскателя вправе объявить исполнительный розыск должника, его имущества (ч. 3 ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, взыскатель информируется о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий, а также ему разъясняется право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

          Порядок взыскания алиментов и определения задолженности по алиментам закреплен в ст. 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки (ст. 115 Семейного кодекса Российской Федерации).

         Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Если должник не работал либо не были представлены документы о его доходах, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в   Российской Федерации на момент взыскания задолженности. В случае несогласия с размером задолженности по алиментам сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.

         Положениями ст. 411 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 116 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрены ограничения о недопустимости зачета алиментных обязательств другими встречными требованиями.

          В случае уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 5.35.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей в течение двух и более месяцев подряд после возбуждения исполнительного производства и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Должник подлежит привлечению к административной ответственности и в случае умышленной неполной уплаты им алиментов (в размере меньшем, чем это предусмотрено судебным актом).

        Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда алиментов на содержание несовершеннолетних детей, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние (ст. 5.35.1 КоАП РФ), влечет уголовную ответственность по ст. 157 УК РФ.

Заместитель Малгобекского

городского прокурора                                                                     Х.Д.Камурзоев

Малгобекская городская прокуратура разъясняет:  «Как предотвратить совершение преступлений несовершеннолетними»

       В настоящее время одной из самых сложных проблем современного общества является подростковая преступность. К сожалению, не каждый подросток осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым последствиям.

      Очень часто несовершеннолетние совершают правонарушения, а также общественно опасные деяния, не задумываясь о последствиях. Рассчитывая, на то, что, не достигнув возраста привлечения к административной или уголовной ответственности, они не понесут наказания.

       В соответствии с Российским законодательством, несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

        Несовершеннолетние старших возрастных групп за свои преступления несут именно уголовную ответственность с применением почти всех мер уголовного наказания.

        В целях профилактики совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними лицами органы профилактики проводят работу по следующим направлениям:

         1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

        2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

        3) проведение профилактической работы с несовершеннолетними, склонных к совершению антиобщественных деяний;

        4) воздействие на группы антиобщественной направленности, участниками которых являются несовершеннолетние; пресечение деятельности по вовлечению несовершеннолетних граждан в преступную деятельность со стороны преступных элементов;

         5) профилактическая работа с неблагополучными семьями.

          Уважаемые родители, напоминаем о необходимости постоянного контроля за детьми со стороны взрослых, доверительном отношении и важности проявления участия к жизни ребенка, знакомства его с нормами поведения и общения, особенно в подростковом возрасте.

        Конституцией Российской Федерации устанавливается равное право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их. Положениями статьи 63 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что родители несут ответственность за воспитание своих детей.

        Если ребенок нарушает общественный порядок, совершает неправомерные действия в отношении других лиц или чужого имущества – отвечают за подобные действия родители (представители) несовершеннолетнего.

         Сам несовершеннолетний правонарушитель будет поставлен на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, где с ним будет проводится профилактическая работа.            Кроме того, важную роль в предупреждении преступлений несовершеннолетних играет правовое воспитание, пропаганда здорового

Updated: 11/12/2023 — 16:55

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Народное слово Малгобека Frontier Theme